Каждая компания при подборе персонала использует определенные методы. Их эффективность напрямую зависит от условий, в которых производится поиск кандидатов. Поэтому однозначно определить, какие из методов передовые, а какие – устаревшие, нельзя. Всего их четыре, и все достаточно давно используются HR-отделами предприятий и кадровыми агентствами. Современность методов в такой ситуации определяется скорее модой на него и соответствию ситуации на глобальном рынке труда. Рассмотрим каждый из этих методов.

1. Рекрутинг – поиск и подбор кандидатов на вакансии (обычно среднего или низшего звена). Ключевыми особенностями являются большой охват аудитории (поиск происходит и в социальных сетях, и на тематических выставках/семинарах, и в любых других доступных источниках) и необходимость серьезного отбора получившихся списков. Также, как правило, поиск проводится среди людей, не трудоустроенных в настоящий момент. Рекрутинг специалистов средне-низшего звена среди работающих людей востребован (и успешен) довольно редко.

2. Executive search (прямой, направленный поиск) – поиск и подбор персонала высокого управленческого звена (топ-менеджеры и т.п.) или редких специалистов узкого профиля. Чаще всего этот метод используется для поиска кадров, играющих важную роль в каком-либо отделении компании или оказывающих большое влияние на успешность бизнеса в целом. Обычно это ведущие менеджеры, директора и другие управленческие кадры высшего звена. Так как подобные кадры встречаются не слишком часто, поиск проводится и среди свободных специалистов, и среди персонала компаний-конкурентов.

3. Headhunting – отдельный вид executive search, при котором ведется своебразная «охота» на специалиста, обладающего конкретными компетенциями. Чаще всего сводится к «переманиванию» специалиста из компании-конкурента, т.к. обычно задаваемый уровень профессионализма и специальность сводят круг поисков к одному-двум кандидатам, не находящимся в поиске работы.

Такой метод подбора отличается повышенной сложностью в сравнении с остальными, так как требует серьезной подготовки, сбора информации о специалисте и хорошо организованной процедуры «вербовки». Получение специалиста таким способом – затратный, длительный и ответственный процесс, однако обычно выгоды от успешно завербованного специалиста перекрывают любые затраты.

4. Preliminaring – отбор кандидатов на вакантные должности с помощью производственной практики или стажировки молодых специалистов (студентов и выпускников). Долгосрочный метод, направленный скорее на обновление устоявшегося коллектива, снижение затрат на адаптацию сотрудника и формирование лояльного резерва кадров.

Как уже было сказано, однозначно определить какой-либо из этих методов как самый современный, нельзя. Каждый из них предназначен для определенной ситуации и в других условиях может быть просто неприменим. Определяя нужный метод поиска, следует исходит из вакансии и уровня квалификации кандидата для нее, из срочности, с которой ее надо закрыть, и, естественно, из ситуации на рынке труда. В последнее время эксперты все чаще советуют обращать внимание на прелиминаринг, как на самый перспективный метод формирования эффективного трудового коллектива. С позиции общей организации он является трудоемким и длительным, необходимо учитывать затраты как на организацию системы обучения, так и на тщательный отбор кандидатов, но выгоды от сформированного молодого, лояльного и перспективного коллектива переоценить трудно. 

Нами были рассмотрены применяющиеся в настоящее время технологии и методы поиска кандидатов, которые применяются при подборе кадров в организацию. Не нужно разделять их на эффективные и неэффективные – скорее, нужно делить их на соответствующие и несоответствующие определенным условиям. Кроме того, нередко HR-отделы и кадровые агентства комбинируют методы в своей работе, используя несколько методов или чередуя их по мере необходимости. В этом и заключается секрет хорошего HR-специалиста – применять конкретно те технологии, которые сработают наиболее эффективно в данный момент.