Хедхантинг (от английского Head Hunting – дословно «охота за головами») – это один из способов подбора кадров, который использует подход в виде прямого обращения к кандидатам со строго определенными компетенциями, интересующими заказчика.
В настоящий момент эта среда быстро развивается. В первую очередь это связано, к сожалению, не с развитием рынка, а с малым предложением и большим спросом на уникальных и высококвалифицированных специалистов. Все больше компаний в первую очередь опираются на человеческий ресурс в своей работе, а знания становятся предметом производства. Именно поэтому специалисты, обладающие нужными знаниями и могущие их передать, постоянно растут в цене.
Главная трудность в подборе подобных специалистов – за редкими исключениями они уже надежно трудоустроены и не имеют причин или желания менять нынешнее место работы. Поэтому пассивный подход в данном случае не работает. Активно же заниматься хедхантингом самому работодателю крайне не рекомендуется по следующим причинам:
- чаще всего нужный сотрудник находится в компании-конкуренте. Психологическая неприязнь к конкуренту сыграет дурную службу при попытке вербовки.
- небезосновательные опасения о провокации со стороны конкурента. Такие методы борьбы, заключающиеся в убеждении специалиста покинуть место работы, и последующем отказе ему в принятии на работу или принятии на более низкую должность, реально существуют и практикуются.
- отсутствие подготовки. Неправильно проведенные переговоры могут отрицательно настроить даже изначально нейтрально расположенного кандидата. Исправить же первое негативное впечатление очень трудно.
- прямое переманивание персонала негативно скажется на деловой репутации компании.
При этом профессиональный хедхантер, выступающий посредником, избавит вас от этих и многих других проблем и подводных камней.
Работа хедхантера в основном состоит из трех этапов – составления длинного списка (после оценки рынка и компаний-конкурентов на предмет наличия соответствующих требованиям и потенциально интересных кандидатов), короткого списка (составляемого на основе длинного по согласованию с заказчиком из людей, потенциально могущих принять предложение и полностью соответствующих требованиям) и непосредственно вербовки.
Чтобы самому подстраховаться от атаки хедхантеров на вашу компанию, можно предпринять несколько действий. При этом не зацикливайтесь на должностях – переманиванию подлежат именно уникальные специалисты, люди, а не должность.
- Соответствующим образом подготовьте секретарей. Для регионов распространена ситуация, когда через секретаря можно связаться практически с любым сотрудником без объяснения цели звонка, а иногда даже без представления. Такой секретарь сильно облегчает хедхантеру задачу.
- Сужайте каналы информации для потенциальных охотников. Ограничьте размещение ценными сотрудниками телефонов, аккаунтов соц сетей и другой контактной информации.
- Регулируйте квалификационную деятельность сотрудников. Многие крупные организации отслеживают круг посещаемых ценными специалистами семинаров, конференций и клубов. Но будьте осторожны – вмешательство в личную жизнь вряд ли понравится Вашему работнику.
Технологии работы
И напоследок стоит упомянуть основные технологии и методы, используемые хедхантерами для своих задач. Они достаточно многообразны:
- анализ задач клиента. Сюда входит не только анализ самих поставленных условий, но и консультирование клиента и балансирование между реальной необходимость и запросами заказчика для сокращения расходов
- конкурентный анализ. Основной метод – сюда включено исследование рынка и компаний-конкурентов на наличие интересующих заказчика специалистов
- рекомендации. Как и любой рекрутер, хедхантер имеет свою базу. Она несколько отличается от обычной – в основном туда входят люди и специалисты в области, с которыми хедхантер поддерживает хорошие отношения. Даже в случае отказа смены места работы, они зачастую могут дать полезные рекомендации по поиску кандидата
- анализ общедоступных источников. Любой хедхантер внимательно следит за отраслью и современными тенденциями, посещает семинары, курсы, выставки, встречи и другие мероприятия, а также уделяет большое внимание интернет-сообществам. Помимо знаний о трендах направления и возможности предварительной оценки кандидата, это дает возможность свести личные знакомства с перспективными специалистами для пополнения своей базы