Хедхантинг (от английского Head Hunting – дословно «охота за головами») – это один из способов подбора кадров, который использует подход в виде прямого обращения к кандидатам со строго определенными компетенциями, интересующими заказчика.

В настоящий момент эта среда быстро развивается. В первую очередь это связано, к сожалению, не с развитием рынка, а с малым предложением и большим спросом на уникальных и высококвалифицированных специалистов. Все больше компаний в первую очередь опираются на человеческий ресурс в своей работе, а знания становятся предметом производства. Именно поэтому специалисты, обладающие нужными знаниями и могущие их передать, постоянно растут в цене.

Главная трудность в подборе подобных специалистов – за редкими исключениями они уже надежно трудоустроены и не имеют причин или желания менять нынешнее место работы. Поэтому пассивный подход в данном случае не работает. Активно же заниматься хедхантингом самому работодателю крайне не рекомендуется по следующим причинам:

  1. чаще всего нужный сотрудник находится в компании-конкуренте. Психологическая неприязнь к конкуренту сыграет дурную службу при попытке вербовки.
  2. небезосновательные опасения о провокации со стороны конкурента. Такие методы борьбы, заключающиеся в убеждении специалиста покинуть место работы, и последующем отказе ему в принятии на работу или принятии на более низкую должность, реально существуют и практикуются.
  3. отсутствие подготовки. Неправильно проведенные переговоры могут отрицательно настроить даже изначально нейтрально расположенного кандидата. Исправить же первое негативное впечатление очень трудно.
  4. прямое переманивание персонала негативно скажется на деловой репутации компании.

При этом профессиональный хедхантер, выступающий посредником, избавит вас от этих и многих других проблем и подводных камней.

Работа хедхантера в основном состоит из трех этапов – составления длинного списка (после оценки рынка и компаний-конкурентов на предмет наличия соответствующих требованиям и потенциально интересных кандидатов), короткого списка (составляемого на основе длинного по согласованию с заказчиком из людей, потенциально могущих принять предложение и полностью соответствующих требованиям) и непосредственно вербовки.

Чтобы самому подстраховаться от атаки хедхантеров на вашу компанию, можно предпринять несколько действий. При этом не зацикливайтесь на должностях – переманиванию подлежат именно уникальные специалисты, люди, а не должность. 

  1. Соответствующим образом подготовьте секретарей. Для регионов распространена ситуация, когда через секретаря можно связаться практически с любым сотрудником без объяснения цели звонка, а иногда даже без представления. Такой секретарь сильно облегчает хедхантеру задачу.
  2. Сужайте каналы информации для потенциальных охотников. Ограничьте размещение ценными сотрудниками телефонов, аккаунтов соц сетей и другой контактной информации.
  3. Регулируйте квалификационную деятельность сотрудников. Многие крупные организации отслеживают круг посещаемых ценными специалистами семинаров, конференций и клубов. Но будьте осторожны – вмешательство в личную жизнь вряд ли понравится Вашему работнику.

Технологии работы

И напоследок стоит упомянуть основные технологии и методы, используемые хедхантерами для своих задач. Они достаточно многообразны:

  1. анализ задач клиента. Сюда входит не только анализ самих поставленных условий, но и консультирование клиента и балансирование между реальной необходимость и запросами заказчика для сокращения расходов
  2. конкурентный анализ. Основной метод – сюда включено исследование рынка и компаний-конкурентов на наличие интересующих заказчика специалистов
  3. рекомендации. Как и любой рекрутер, хедхантер имеет свою базу. Она несколько отличается от обычной – в основном туда входят люди и специалисты в области, с которыми хедхантер поддерживает хорошие отношения. Даже в случае отказа смены места работы, они зачастую могут дать полезные рекомендации по поиску кандидата
  4. анализ общедоступных источников.  Любой хедхантер внимательно следит за отраслью и современными тенденциями, посещает семинары, курсы, выставки, встречи и другие мероприятия, а также уделяет большое внимание интернет-сообществам. Помимо знаний о трендах направления и возможности предварительной оценки кандидата, это дает возможность свести личные знакомства с перспективными специалистами для пополнения своей базы